Наталья Лавренюк: Когда мы говорим «семья» возникает образ традиционной семьи – папа, мама, дети. Это понимается «полная семья». Но полная семья – это несколько поколений. Это хорошие крепкие взаимоотношения по горизонтали. Это двоюродные, троюродные и так далее. Это только один из элементов.
***
Если говорить об экономической и социальной (гуманитарной) составляющей, то могу сказать следующее: есть «человеческий потенциал» и выделяют еще и «человечный потенциал».
Если говорить о человеческом потенциале, то он может быть и «лишним» - именно так, в кавычках. То есть народонаселение постоянно растет: много детей, много пожилых. Это сложно – большие отчисления налоговые и на каждого работающего приходится двое неработающих. В среднем – это так.
А если мы посмотрим на человечный потенциал, то, что помогает трудоспособному населению не относиться к иным категориям как к балласту. То есть это ценности отношения к детям, к пожилым, тем, кто уже внес свой вклад. Поэтому в Стратегии-2030 ставка сделана в этом же ключе и на семью.
...
При разработке ключевой спор был экономического характера. Насколько меры государственной экономической поддержки разумны, если мы сейчас будем вкладываться в институт семейных отношений?
Налицо такой тренд: за двадцать лет в два раза увеличилось количество разводов, увеличился возраст вступления в брак, почти 25% семей – неполные семьи.
15% населения у нас живут в «гражданском браке», то есть изменились основы семьи. Семья перестала быть важным институтом. Можно ли переломить эту тенденцию?
***
Наталья Лавренюк: Первый срез рассматриваем, если будем говорить о государственной политике, которая проводится в этой области – в первую очередь в отношении семьи. Традиционно к семьям относятся как к объектам, для которых нужно что-то создавать, на которые можно воздействовать, и которые будут принимать все меры воздействия, которые на него оказываются.
Второй срез – это посыл нашей инициативы – это сделать семью стратегическим партнером государства. Потому что мы ориентируемся на пробуждение семей с потенциалом. Вовлечение семей с большим потенциалом в социально-экономическое развитие. То же самое правило Парето 20/80 – говорит о том, что 20% могут вносить больший вклад, чем оставшиеся 80%.
И если посмотреть на этот посыл, то государство, работая с населением, работает, в первую очередь с неблагополучными семьями: с многодетными, неполными, с семьями, которые имеют детей с ограниченными возможностями.
Это очень хорошо, это правильная позиция. Но население выглядит в этой ситуации как проситель. Но поскольку у государства нет возможности полностью удовлетворять эти потребности, то и у населения возникает недовольство государственной политикой.
То есть одни недовольны вторыми, вторые недовольны первыми.
И отсюда этот второй посыл – создать такую коммуникацию, чтобы выросла субъектная роль семьи. То есть все мы субъекты, а не объекты.
И третий компонент – на самом деле стратегически верный – это сформировать полисубъектную среду. А чтобы ее сформировать должны правильно выстроены процессы социализации. Сейчас бизнес социализируется.
***
Семья – это и маленький институт, и малая социальная группа, это и общеразделяемая ценность, и одновременно – субъект. И если одновременно работать в четырех разных направлениях – тогда можно достичь хороших результатов. Вот в этих четырех плоскостях.
Общемировая практика показывает изменения в институте семьи, особенно за рубежом, и особенно с теми технологическими укладами – говорит о том, что люди вообще отказываются от семьи, что личная свобода ставится во главу угла, есть добровольный отказ иметь детей.
Общемировые исследования говорят о том, что мы уходим от духовного в сторону материальных ценностей. А если посмотреть на общероссийские ценности, то как раз в направлении духовности (что касается как раз Республики Башкортостан) – духовные ценности значимы.
***
Рустем Ахунов: У республики есть ряд преимуществ в пользу института семейных отношений.
Во-первых, если смотреть статистику по семье, то она лучше среднероссийских показателей.
Второе – сейчас в два раза выросло количество браков, которые заключаются по религиозным обрядам. Причем у мусульман более половины проходят через процедуру никаха, а у православных – это каждый десятый брак.
Это о чем говорит? Все-таки наши ментальные устои – республиканские – они больше направлены на институт семьи.
***
Наталья Лавренюк: Всех волнует вопрос ресурсов. Как их распределить правильно? Говорят чаще о материальных ресурсах. На самом деле я думаю, что очень дифференцированно надо выстраивать систему предложений.
Та же молодая семья – это не просто молодая семья, это студенческие семьи, это сельские или городские семьи, это семьи с высшим образованием, это семьи без детей. То есть это совершенно разные семьи с разным социально-психологическим состоянием. Здесь много чего можно наработать. И про семью, которая тоже трансформируется.
Мы (группа ученых "Семья-2030") разработали модель KPI государственной семейной политики. Это был брейн-сторминг с привлеченными правительством экспертами еще в июле прошлого года. У нас была разработана нормативно-целевая модель «Семья РБ – 2030», о которой мы говорим.
Когда мы говорим «семья» возникает образ традиционной семьи – папа, мама, дети. Это понимается «полная семья». Но полная семья – это несколько поколений. Это хорошие крепкие взаимоотношения по горизонтали. Это двоюродные, троюродные и так далее. Это только один из элементов.