Директор Школы молодого этнополитолога Республики Башкортостан, кандидат философских наук Азат Бердин:
— Салават Юлаев - не только национальный герой башкирского народа. Это реальный исторический персонаж истории России и башкирского эпоса, один из предводителей последнего башкирского восстания (в ряду многих башкирских восстаний, память о которых сохранил башкирский народ) в русле грозной пугачевщины, на века потрясшей всю Россию.
Он с советских времен стал самым узнаваемым символом Башкирии в целом, историческим символом, объединяющим все народы Башкортостана.
Его образ сплачивает и утверждает башкир в российской (евразийской) цивилизационной среде. Он является героем именно цивилизационного плана.
Поясню это на ином историческом примере.
Когда британцы, будь то англичане или шотландцы читали Вальтера Скотта и Роберта Стивенсона про шотландские восстания или когда в наши дни переживают драму Уильяма Уоллеса в "Храбром сердце" МэлаГибсона, то для них Шотландия утверждается именно в британском и шире - в западном - цивилизационном пространстве.
Когда советские люди разных национальностей, в том числе, конечно, и наши с вами предки читали роман Степана Злобина, смотрели фильм "Салават Юлаев" - они воодушевлялись его примером во время Великой Отечественной войны - вспомним, к примеру, слова генерала Минигали Шаймуратова "Потомки Салавата отступать не умеют!" Здесь они тоже утверждали себя (и Башкирию в целом) в советском, а если брать шире - в российском-евразийском, цивилизационном пространстве.