По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), услуги пригородного сообщения широко
востребованы почти во всех регионах России, и в первую очередь – в тех субъектах, где наблюдается высокий уровень трудовой маятниковой миграции. Неоспоримы основные преимущества железной дороги перед другими видами транспорта
– экономия времени, гибкая система скидок и льгот, безопасность перевозок, возможность добраться без пробок, единственный способ доехать до места назначения в отсутствие приличных автомобильных дорог, возможность уехать при любых погодных условиях, удобное расписание, частота прибытия и отправления электричек.
К примеру, услугами АО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» (Башкортостанская ППК) ежегодно пользуются порядка 5 млн человек. Ежедневно пассажирами поездов БППК становятся более 15 тыс. жителей Республики Башкортостан, а также Пензенской, Ульяновской, Челябинской, Оренбургской областей и Республики Мордовия.
Каждый день более 100 пригородных пассажирских поездов компании курсируют по маршрутам в Приволжском и Уральском федеральных округах.
Зона транспортного обслуживания Башкортостанской ППК превышает 3 тыс. км. Компания перевозит более миллиона пассажиров, которые относятся к различным категориям льготников: федеральных и региональных. При этом в соответствии с законодательством льготникам первой категории предоставлялся бесплатный проезд, второй категории – 50%– ная скидка. Такой же льготой пользуются учащиеся и студенты. Это свидетельствует о том, что Башкортостанская пригородная пассажирская компания активно занимается социальными перевозками в регионах обслуживания, например, перевозит каждого третьего башкортостанца и гостя республики в пригородном сообщении.
Вообще пригородные железнодорожные перевозки занимают особое место на транспортном рынке и имеют большое социально– экономическое значение в жизни республики, так как они организуют транспортную подвижность населения.
По словам генерального директора Башкортостанской ППК Игоря Поляева, для привлечения пассажиров компания старается
разнообразить перечень предоставляемых услуг. Успешным, например, стал проект пригородного поезда «Легенды Урала», который перевез более 10 тыс. любителей зимнего туризма к полюбившимся местам отдыха и горнолыжным центрам республики. Более 7тыс. человек, включая футбольных болельщиков, не вошедших в организованные группы, воспользовались электропоездами Башкортостанской пригородной пассажирской компании, курсировавшими в дни Чемпионата мира по футболу 2018 года. Пассажирами пригородных поездов Башкортостанской ППК были не только россияне, но и болельщики из Перу, Ирана и других стран – участниц мундиаля. Компания стала одной из лучших в системе ОАО «Российские железные дороги» по связям с общественностью.
Кстати, как отметили в компании, именно пассажиры этого поезда стали в основном покупателями билетов с помощью мобильного приложения «Пригород», которое позволяет пассажиру приобрести билет на пригородные поезда АО «Башкортостанская ППК», а также посмотреть актуальное расписание и получить информацию о стоимости проезда.
«Толпар» – флагманский маршрут Башкортостанской пригородной пассажирской компании, который получил свое название в честь волшебного скакуна Толпара из башкирского эпоса. С сентября 2015 года на 32–километровом участке железной дороги Дема – Уфа– Шакша курсируют пять электропоездов «городской электрички» с фирменной надписью на борту, которые перевозят жителей Калининского, Орджоникидзевского, Октябрьского, Советского, Ленинского районов из одной части столицы Башкортостана в другую всего за 42 минуты. Куйбышевская железная дорога предоставила для транспортного проекта «Толпар» обновленные составы с удобными креслами, wi–fi –роутерами. Составы комплектуются в четырехвагонном варианте, но при необходимости железнодорожники могут увеличить количество вагонов до шести–восьми.
Таким образом, один электропоезд за рейс может перевезти до полутора тысяч жителей Уфы и гостей столицы, что особенно актуально для растянутого на многие километры мегаполиса. Удобство «наземного метро», так в Уфе еще называют проект «Толпар», уже по достоинству оценили студенты, работники промышленных предприятий, предприниматели. Для региональных льготников и учащихся стоимость проезда, например, составляет 11 руб. 50 коп. Маркетинговые исследования показали, что большинство уфимцев приветствуют проект «городская электричка». И есть за что. Для сравнения: если продолжительность поездки на автобусе от станции Шакша до железнодорожного вокзала Уфы составляет полтора– два часа, то на электричке – всего полчаса.
– Я часто пользуюсь «городской электричкой». Во–первых, быстро, достаточно комфортно. Спасибо за стоимость билета. 10 рублей– это очень недорого. Для меня, пенсионера,это актуально. Можно спокойно почитать газету или книгу. Я голосую за «Толпар», – говорит 74–летний ветеран труда уфимец Ярослав Иванович Барыкин.
– Я живу в Шакше, а работаю в Демском районе Уфы, в фармацевтической фирме. И таких пассажиров, как я, немало. Мы едем порядка 40 минут. На автобусе и дольше, и дороже. Кстати, с помощью «Толпара» многие шакшинцы нашли себе работу в Деме, и теперь мы ездим вместе, – отмечает 37–летняя провизор Альбина Лавренева.
– «Городская электричка» давно стала своеобразной площадкой для проведения различных культурных мероприятий. Недавно, например, сотрудники журнала «Бельские просторы» провели прямо в вагоне авторские встречи, читали стихи и рассказы. Было очень интересно, даже выходить не хотелось, – поделилась своими воспоминаниями журналист Светлана Канаева.
Надо сказать, что второй этап проекта предусматривает строительство транспортно–пересадочных узлов, что относится к компетенции администрации г. Уфы. На остановочном пункте Спортивная подрядные организации уже завершают масштабные работы по установке турникета, современного оборудования для реализации билетов, обустройству новых
пассажирских павильонов и прокладке инженерных сетей. На станции Дема завершилась реконструкция т. н. высокой пассажирской платформы. Она оборудована металлическим навесом, удобными скамейками, громкой связью, пандусами и полосой безопасности для слабовидящих. В кассовом павильоне установлен современный турникет, что не позволяет
безбилетникам попадать на пути, где останавливается поезд. Новая платформа в состоянии принять и обслужить порядка 5 тыс. пассажиров.
Проводятся и другие работы по улучшению железнодорожной инфраструктуры в зоне движения городской электрички.
Это первый этап транспортного проекта, ставшего результатом сотрудничества Башкортостанской пригородной пассажирской
компании с Госсобранием – Курултаем республики, Государственным комитетом РБ по транспорту и дорожному хозяйству и администрацией Уфы. За 8 месяцев 2018 года Башкортостанской пригородной пассажирской компанией по этому маршруту перевезены более 115 тыс. пассажиров, а за три года работы – почти 400 тыс.
В Башкортостане ППК активно занимается туристическими перевозками. В списке 10 важных событий, которые произошли в Республике Башкортостан в прошлом году, региональные СМИ отметили реализацию совместного проекта Куйбышевской железной дороги, Госкомтранса и Госкомтуризма РБ, АО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания», по запуску в декабре 2017 года скоростного поезда «Легенда Урала» сообщением Уфа – Инзер – Белорецк на базе трехвагонного рельсового автобуса РА–2. В среднем за выходные дни на этом поезде перевозятся порядка 800 любителей горнолыжного спорта, пешего туризма, студентов и отдыхающих санаторного комплекса «Ассы». Идею развития мультимодального формата поддержали и туристические компании РБ и Челябинской области, которые начали предоставлять к моменту прибытия пригородного поезда свой трансфер. По многочисленным просьбам пассажиров и туристических организаций Куйбышевская железная дорога и Башкортостанская пригородная пассажирская компания продлили курсирование «Легенды Урала» до станции Новоабзаково Южно–Уральской магистрали, что позволит доставлять туристов непосредственно до горнолыжных курортов Белорецкого района Башкирии. В перспективе «Легенда Урала» может продлить свой маршрут и до Магнитогорска. Такой вариант сегодня обсуждается в компании.
Башкортостанская пригородная пассажирская компания совместно с Госкомтуризмом РБ приняла активное участие в организации новогодних мероприятий «Юрта Деда Мороза» на станциях Уфа, Белорецк, Стерлитамак и Туймазы, в ходе которых к местам проведения отдыха были доставлены более 3 тыс. человек. По многолетней традиции АО «Башкортостанская ППК» организовало специализированный поезд «Снежинка» для любителей зимнего отдыха.
Поклонники здорового образа жизни приняли участие в одноименном туристско– спортивном фестивале. Он прошел на поляне бывшего хутора Голодный, около остановочного пункта 1753 км железной дороги. Поезд доставил и привез обратно около 3 тыс. любителей активного зимнего отдыха в один из самых красивых районов Поволжья и Урала – на лыжные и тюбинговые трассы вблизи границы Башкортостана и Челябинской области. Уже много лет большой популярностью пользуются у башкортостанцев туристические маршруты на станцию Айгир, а также специализированные поезда «Экологическая электричка», «Грибник» и «Садовод».
На состоявшемся в Уфе форуме «Транспорт Урала» генеральный директор АО «Башкортостанская ППК» Игорь Поляев особо отметил высокий уровень сотрудничества, сложившегося между правительством РБ и железнодорожными предприятиями–перевозчиками. Именно это дает надежду на то, что обсуждающаяся уже несколько лет проблема создания транспортно–пересадочных узлов в Уфе наконец сдвинется с мертвой точки, и городская электричка станет основой транспортной схемы
столицы Республики Башкортостан. От этого выиграют все ее жители и гости Уфы. Ради этого стоит поработать…